Дагестанское художественное училище им. М.А. Джемала было создано в 1959 году. Распоряжением Совета Министров ДАССР от 1 октября 1959 г., № 500 («Открыть художественное училище прикладного искусства в г. Махачкале с контингентом приема в 25 человек.» ЦГА РД Ф.р.-943, Оп. 1, Ед. хр. 51 л.1.). Появление училища было обусловлено историко-культурным развитием республики в целом и явилось первым учебным заведением по подготовке квалифицированных кадров не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. Здесь получили художественное образование также представители других республик бывшего Советского Союза. Среди учащихся были приезжие из Азербайджана, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, многие из выпускников стали известными не только у себя на родине, но и за ее пределами, были приняты в состав членов Союза художников. (пример – А. Асуханов из Чечено-Ингушской АССР, Якуб Аккизов из Кабардино-Балкарии и др.).
В 1961 году училищу было присвоено имя замечательного дагестанского художника, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Муэтдина Араби Абдулмеджидовича Джемала – основоположника национального изобразительного искусства республики, внесшего немалый вклад в организацию учебного заведения, налаживания учебного процесса, а также и педагогической деятельности. Первым рачительным директором художественного училища был Казиханов Ильяс Батырханович с 1959 по 1962 г.г. в процессе развития учебного заведения работа педагогов сплотила коллектив художников различных видов изобразительного искусства: живописи, скульптуры, графики, сценографии, промышленного дизайна и дизайна среды. Прикладных искусств: дизайн костюма, художественная обработка металла, дерева, камня, кости, художественное ткачество, керамика.
Первыми педагогами художественного училища были: М.-А. Джемал, В.А. Гегамян, И.Д. Большаков, Г.Н. Тушишвили, П.М. Дебиров, И.К. Афонина, А.И. Марковская, Э.М. Путерброт, Э. Н. Ташлицкая, С. А. Бочинская, Т.И. Жукова, В.Н. Зальская, Л.Ф. Дидковская.
Дагестанское художественное училище им. М.-А. Джемала в течение 50-ти лет определяло не только развитие художественного образования в республике, но и активно воздействовало на формирование национальной художественной среды, на становление реалистической направленности как советского, так и современного изобразительного искусства Дагестана. Оно и сегодня является богатейшей сокровищницей творческого и педагогического опыта.